Путин обсудил с Бегловым изношенные «метеоры» и пути снижения цен на новые скоростные суда

Президент России Владимир Путин на встрече с представителями бизнеса затронул проблему устаревшего водного транспорта в Санкт-Петербурге. В частности, речь шла о скоростных судах типа «Метеор», которые активно используются на маршруте от Эрмитажа до Петергофа. Эти суда были построены ещё во времена Советского Союза и сегодня нуждаются в срочной замене. По словам Путина, все «метеоры» уже серьёзно изношены и буквально разваливаются. Глава государства подчеркнул, что обновление флота крайне необходимо, однако стоимость современных судов остаётся слишком высокой.
Президент вспомнил о своём разговоре с губернатором Санкт-Петербурга Александром Бегловым. В рамках обсуждения использования новых скоростных судов на маршруте по Неве, Беглов отметил, что такие закупки обойдутся «дорого для города». Именно высокая стоимость новых судов сейчас мешает городу запустить процесс обновления пассажирского водного транспорта.
На той же встрече, которая состоялась 26 мая, выступил основатель судостроительной компании «Эмпериум» Андриан Правдин. Он сообщил Путину, что проблема стоимости новых судов может быть решена путём увеличения объёмов льготного лизинга. По его оценкам, если государство выделит 7 миллиардов рублей на эти цели, предприятие сможет выпускать от 15 до 20 современных судов в год. Это поможет обеспечить не только Санкт-Петербург, но и другие российские города новыми, экологичными и безопасными средствами водного транспорта.
По словам Правдина, «Эмпериум» уже разработал проект скоростного судна, который будет вдвое дешевле большинства существующих предложений на рынке. Добиться такой экономии позволит эффект масштаба: наращивание серийного производства, автоматизация сборочных процессов на верфи и выход на более широкие рынки сбыта. Все эти меры позволяют снизить себестоимость одного судна без ущерба для качества и безопасности.
Компания «Эмпериум» занимается строительством различных видов электросудов. Среди них — скоростные катамараны Ecocruiser, прогулочные суда Ecovolt, водные автобусы Ecobus и Cityvolt. Вместимость этих судов варьируется от 50 до 200 пассажиров. Они работают на электротяге и предназначены как для городских перевозок, так и для туристических маршрутов.
Несмотря на амбициозные планы, «Эмпериум» столкнулась с финансовыми трудностями. В 2024 году выручка компании сократилась в два раза по сравнению с 2023 годом, составив всего 2,3 миллиарда рублей. 90% компании остаются в собственности основателей, а 10% принадлежат ООО «Новые морские инвестиции», которое вошло в состав учредителей в конце 2023 года.
Дополнительным препятствием на пути развития водного электротранспорта стали проблемы с согласованием инфраструктуры. Так, при тестировании электрокатамаранов на линии Эрмитаж — Петергоф возникли сложности с размещением зарядных станций на городских причалах. Без решения этого вопроса запустить новые суда в полноценную эксплуатацию будет крайне затруднительно.
Развитие экологичного водного транспорта важно не только для Санкт-Петербурга, но и для других городов, имеющих доступ к рекам и каналам. Снижение выбросов, снижение уровня шума и повышение комфорта для пассажиров — всё это делает электросуда перспективным направлением для модернизации общественного транспорта в России. Президент поручил внимательно изучить предложения, прозвучавшие на встрече, и рассмотреть возможность финансовой поддержки со стороны государства.